kim_1894 (kim_1894) wrote,
kim_1894
kim_1894

Невроз выходного дня или чем заняться в выходной?

В смысле жизни нельзя сомневаться, его надо осуществлять, ибо мы перед жизнью в ответе. Отсюда следует, что отвечать мы должны не словами, а делами, всей своей деятельностью.
В. Франкль

В недалёком будущем, возможно, уже через несколько сотен лет, цивилизованные расы целиком вытеснят или уничтожат все варварские расы в мире.
Ч. Дарвин

Невроз выходного дня или чем заняться в выходной?



Парадокс современного общество хорошо охарактеризовал крупный ученый, неофрейдист, психолог, психоаналитик, философ Эрих Фромм в своей книге "Быть или иметь":
"концепция безграничных наслаждений противостоит идеалу дисциплинированного труда, а этика обязательного труда несовместима с пониманием свободного времени как абсолютной лености после окончания рабочего дня и полного «ничегонеделания» во время отпуска. Но реальный человек находится между двумя полюсами.



С одной стороны – бесконечный конвейер и бюрократическая рутина, а с другой – телевидение, автомобиль, секс и другие радости жизни. При этом неизбежно возникают противоречивые комбинации приоритетов. Одержимость только лишь работой так же точно может свести с ума, как и полное безделье. Только сочетание труда с радостным отдыхом позволяет выживать. И это сочетание соответствует экономическим потребностям системы: капитализм XX века a priori предполагает, с одной стороны, обязательный доведенный до автоматизма труд, а с другой – постоянный рост производства и максимальное потребление товаров и услуг".

И далее ученый развивает свою мысль о противоречии современного общества:

"...радикальный гедонизм не ведет и не может привести к «хорошей жизни». Да и невооруженным глазом видно, что «охота за счастьем» не ведет к подлинному благополучию. Наше общество – это общество хронически несчастных людей, мучимых одиночеством и страхами, зависимых и униженных, склонных к разрушению и испытывающих радость уже от того, что им удалось «убить время», которое они постоянно пытаются сэкономить".

Интересно, что на похожу тему рассуждает другой крупный ученый - основатель Третьей Венской Школы психотерапии, психиатр, психотерапевт, философ Виктор Франкль (о нем мы уже писали), который даже выделяет такое понятие как "невроз выходного дня". При этом он обосновывает возникновение этого невроза отсутствием у человека смысла жизни. В частности, описывает отсутствие смысла не только в жизни, но и, например, в работе:
"Естественное отношение человека к своей работе как сфере возможной реализации созидательных ценностей и самовыражения часто искажается из-за того, что на человека "давят" условия его труда. Некоторые, к примеру, жалуются, что работают по восемь и более часов на своего работодателя и исключительно в его интересах и вся работа состоит в том, что они складывают бесконечные столбцы цифр или стоят у линии конвейера и производят одно и то же движение, нажимают один и тот же рычаг у станка. И чем меньше в работе личностного, чем ближе она к стандарту, тем милее она нанимателю".

Внимание!

"В подобных условиях, верно, работа может восприниматься лишь как необходимость заработать деньги, то есть получить необходимые средства для настоящей жизни. В этом случае настоящая жизнь у человека начинается только в свободное от работы время, и смысл жизни состоит в том, чтобы организовать этот досуг.

<...> Когда человеческий дух работает, так сказать, вхолостую, это может привести к развитию устойчивого "воскресного невроза".


И возникает законный вопрос: а как организовать досуг?

Если просто сидеть у телевизора и придаваться лености, то как говорит Фромм - это не решает проблему и человек просто убивает время, а значит и себя, с другой стороны, если и на работе человек не может реализовать себя, как в примере приведенном выше у Франкля, то жизнь становиться совсем безутешной и тогда лучше уйти из нее, что собственно часто делает современный человек: алкоголь, наркотики, суицид.

Тогда как быть?

Искать осмысленную работу? Или искать осмысленный досуг? Давайте по порядку. Многие в современном обществе перебирают как первое - работу, так и второе - досуг. Итак по порядку.

Работа

Франкль пишет:
"Обычно работа представляет собой ту область, где индивидуальность личности человека проявляется по отношению к обществу и, таким образом, приобретает смысл и ценность. Однако эти смысл и ценность зависят от того, какой вклад в общество вносит работа, выполняемая человеком, а не от собственного положения, занимаемого им в обществе. Поэтому нельзя сказать, что именно эта или та должность предоставляет человеку возможность выполнения своей жизненной задачи. В этом смысле профессия сама по себе не является единственным путем к самовыражению".

Интересно, неправда ли, особенно, это - "какой вклад в общество вносит работа, выполняемая человеком", - а если никакой? Но продолжим читать Франкля:
"Поэтому нельзя сказать, что именно эта или та должность предоставляет человеку возможность выполнения своей жизненной задачи. В этом смысле профессия сама по себе не является единственным путем к самовыражению. Действительно, многие, особенно склонные к невротическим реакциям, люди утверждают, что могли бы выполнить свою жизненную миссию, если бы выбрали себе другую профессию. Но подобное заявление есть следствие либо неверного понимания роли, которую играет в жизни человека выбранная им специальность, либо самообмана. Если и существуют случаи, когда выбранная работа не приносит человеку удовлетворения, то виноват сам человек, а не работа. Работа сама по себе не делает человека нужным и незаменимым; она лишь предоставляет ему возможность стать таковым".

То есть перебор работы не поможет, а если современное общество вообще не дает человеку раскрыться, реализовать свой путь на работе?

Подумаем над этим, и обратимся за путеводной нитью, ну, например, к Фромму:
"Капитализм XVIII века постепенно осуществил радикальные перемены: экономический аспект поведения был вынесен за рамки этических и других ценностных систем. Хозяйственный механизм стал рассматриваться как автономная область, которая не зависит от человеческих потребностей и воли, как система, которая живет сама собой и по своим собственным законам. Обнищание рабочих и разорение мелких собственников вследствие роста концернов стали рассматриваться как экономическая необходимость, как естественный закон природы.
И развитие экономики стало определяться не вопросом, что лучше для человека, а вопросом: что лучше для системы? Остроту этого конфликта попыталась завуалировать, утверждая, будто все, что способствует росту системы (или отдельной корпорации), служит также благу отдельного человека. Эта концепция подкреплялась также дополнительной конструкцией, которая гласила, что все человеческие качества, которые требует от личности система, – эгоизм, себялюбие и страсть к накоплению – все они присущи человеку от рождения. Поэтому общества, лишенные этих черт, были зачислены в разряд «примитивных», а представители примитивных обществ были квалифицированы как наивные младенцы. Никто не решался опровергнуть эти построения и признать, что эгоизм и накопительство не являются природными инстинктами, которые использует индустриальное общество, а что все они суть продукт социальных условий".


Итак, в современном обществе работа способствует развитию в человеке таких качеств как "эгоизм, себялюбие и страсть к накоплению", Фромм подчеркивает, что "радикальный гедонизм и беспредельный эгоизм" стали ведущими принципами нынешней экономики. Все это - жажда обладания, что исключает мирную жизнь, так, как жажда обладания порождает бесконечную войну (борьбу), заключает философ. Интересно, что Чарльз Дарвин полторы сотни лет назад утверждал, что "в недалёком будущем, возможно, уже через несколько сотен лет, цивилизованные расы целиком вытеснят или уничтожат все варварские расы в мире", при этом ученый отмечал, что цивилизованные расы обладают, в отличии от варварских, социальными инстинктами (общественным чувством), а именно: состраданием и любовь. Варвары этого лишены, так не варваризирует ли современный капитализм наше общество? Оставим пока этот вопрос в стороне, но будем о нем помнить. И подумаем, о том, что казалось бы, Фромм противоречит Франклю, ведь Фромм говорит о подчиненности человека системе, пожиранию человека системой, тогда как Франкль говорит, что если человек через работу не приносит свой вклад в общество, то он несчастен. Нет, не о таком вкладе человека в общество через работу говорит Франкль.
Давайте уточним этот тезис:
"Одна пациентка как-то заявила, что считает свою жизнь бессмысленной, а потому и не желает поправляться, но все было бы иначе, все было бы прекрасно, имей она работу, в которой она могла бы реализовать себя как личность: если б, к примеру, она была врачом, или санитаркой, или фармацевтом, или же занималась какими-нибудь научными изысканиями. Необходимо было показать этой больной, что важна не работа, которую человек выполняет, а то, как он делает эту работу. И не от нашей профессии, а от нас самих зависит, найдут ли свое выражение в работе те личностные, неповторимые черты, которые составляют нашу индивидуальность и, таким образом, наполняют смыслом нашу жизнь.
Что в действительности представляет собой профессия врача? Что придает смысл его деятельности? Осуществление всех премудростей медицины? Укол в одном случае, назначение лекарства в другом? Использование всех лекарских хитростей еще не делает человека искусным врачевателем. Профессия врача лишь предоставляет человеку то поле деятельности, где он может всегда найти возможность для выполнения своей жизненной миссии, проявляя свое профессиональное мастерство. Смысл работе врача придают как раз те дела, которые он делает помимо своих чисто медицинских обязанностей. Особый статус профессия врача имеет благодаря именно тому, что человек привносит в свою работу как личность. Ибо иначе было бы безразлично, например, кто делает уколы: именно этот врач или его коллега и т. д., если бы врач лишь реализовывал премудрости своей профессии. И только выходя за пределы чисто профессиональных функций, премудростей своей профессии, врач выполняет истинно уникальную работу, в которой лишь одной он может раскрыться как личность.
Ну а что же представляет собой работа санитарок, которым так позавидовала наша пациентка? Они стерилизуют шприцы, разносят судна, меняют постельное белье - все это очень важные дела, однако едва ли сами по себе достаточные для удовлетворения духовных запросов человека. Но только когда санитарка делает какую-нибудь мелочь, которая не входит в ее более или менее регламентированные обязанности, когда, скажем, она находит какое-нибудь теплое слово для тежелобольного, тогда и только тогда ее жизнь наполняется смыслом благодаря ее работе. Подобное возможно в каждой профессии, если работу рассматривать в свете вышеизложенного. Нужность и незаменимость человека, его индивидуальная неповторимость проистекают из него самого, зависят от того, кто и как выполняет работу, а не от того, что это за работа".


Здесь говориться об отношениях между людьми, об сострадании, истинном служении обществу, об модусе бытия в фроммовом понимании. И о цивилизованном подходе к человеку в дарвиновском отношении. Но как же быть, если в современном обществе человек не находит смысла в работе. Тогда мы начинаем понимать, что современное общество - это общество создающее условия для отсутствия сострадания, любви и поиска своего пути, то есть, это общество варваров или вернее общество варваризирующее человека. Это несправедливое общество, но как же так?

Тогда быть может мы найдем отдушину в досуге, если не можем реализовать себя в работе?

Досуг

Но мы уже писали, что современный человек не может найти себя и в досуге, так как у него развивается невроз выходного дня.
Так как же быть современному человеку?
Что делать?

Нужно менять устройство общество, нужно менять отношение к жизни, нужно искать идеал, так как идеал породит смысл, а смысл цель и ценность, с ними же придут нормы, правила и... и жизнь, полноценная жизнь.
И тогда вы найдете чем занять выходной и, разумеется, появится смысл и в работе.



P.S. Часть ответов можно найти в очень серьезной аналитической статье, где говориться и о Дарвине и Спенсере, и конечно о Марксе, а так же о том, что есть современное общество, и почему, когда я иду утром в выходной день в магазин, я вижу гнетущую меня картину: у кассы стоят здоровые мужики и покупают пиво. Смысл своей жизни я нашел, поэтому уезжаю в Костромскую область до августа на Школу Высших Смыслов!







Tags: Дарвин, Франкль, Фромм, Школа Высших Смыслов, невроз выходного дня, поход, смысл жизни
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments